Счастье на Цветном
Рецензия на спектакль «12 клоунов в поисках счастья» в Театре на Цветном
Сценарист Михаил Дегтярёв. Режиссер Кирилл Вытоптов. Художник Тимофей Рябушинский.
11.04.2025 — дата публикации рецензии

Автор рецензии — слушатель ВШДСИ «Школа Г.Г. Дадамяна»
по программе профессиональной переподготовки «Театроведение» Виталий Маринков (г. Донецк)
Руководитель курса – кандидат искусствоведения, доцент, помощник художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, лауреат Премии Москвы П.А. Руднев.
Преподаватель – Заслуженный работник культуры РФ, театральный критик Н. Г. Каминская
Рождение нового театра для города – всегда событие. Даже для Москвы, не страдающей нехваткой театральных пространств, открытие нового Театра на Цветном стало событием, причём довольно громким. И если для зрителей это событие интригующее и любопытное, то для создателей открытие своего театра – это всегда счастье!
Причём театр, разместившийся в нескольких шагах от цирка Никулина, обладает довольно яркой отличительной чертой, а вернее сказать жанровой направленностью. Концептуально создатели позиционируют своё детище как театр современной клоунады, тот самый «Новый цирк», о котором можно частенько услышать в театральной среде, но увидеть который – весьма редкое удовольствие.
Сам театр, как снаружи, так и внутри, сияет новизной, аккуратностью и современным минималистичным стилем. При этом, нельзя сказать, что интерьер его хоть каким-то образом соотносит себя с той клоунской направленностью, по которой было решено прокладывать тернистый творческий путь. Помимо буфетов и лестниц (а их внутри прям-таки с излишком) негде разместиться и не на что посмотреть. И выходит, что к моменту открытия занавеса первое впечатление о театре не играет в плюс, ведь ощущаешь себя внутри очередной безликой концертной площадки.

Спектакль, а вернее цирковое шоу, безусловно умеет увлечь. С первых секунд пролога, едва к подмосткам выходит первый из клоунов – Охранник Валера, внимание всецело и надолго во власти команды артистов. Теряется оно лишь ближе ко второй половине действия, где его, словно поджидая, сразу же возвращают на место эффектные и неожиданные цирковые трюки. Пролог действительно хороший, образ «Охранника Всего» волной обаяния захлёстывает зрительный зал. Артист очень убедителен в жанре клоунады и с легкостью располагает к себе публику. Ожидания от шоу становятся ещё более крупными.
И первые эпизоды этим ожиданиям, вроде как, соответствуют. Лишь спустя некоторое время накапливается ощущение, будто тебя дурачат, что тебе чего-то недодают. Однообразная картинка на гигантских экранах начинает утомлять, и остывая от первых впечатлений, замечаешь помимо вау-эффектов и значительные минусы. Сценарная композиция выстроена грубо, эпизоды между собой стыкуются с ощутимым скрипом. Трюки, гэги и физический юмор изобилуют преимущественно поверхностными и… не хочется говорить «избитыми», но «проверенными» формулами. Самые зрелищные и сложные в исполнении номера – затянуты, лишены развития и, в общем-то, существуют без какой-либо серьёзной попытки оправдать их наличие. К концу шоу их заявляют уже просто без необходимой сюжетной уместности, и мы видим трюк ради трюка, а следом ещё один и ещё…
При всей нескладности общей конструкции, сложно не заметить множество составляющих, которые явно удались. Это в первую очередь – атмосфера, в первых эпизодах ей под силу просто-таки поглотить публику, динамика, костюмы (художник Анастасия Нефёдова), современное звучание постановки – безусловно, достойны похвалы. Задор, с которым работают артисты покоряет. Для клоунады это ингредиент важнейший, а его безусловное наличие сглаживает минусы. К таким минусам можно отнести неубедительное раскрытие замысла постановки, недостаточно проработанный сценарий, но… Это всё зритель с лёгкостью простит – яркие и оригинальные образы клоунов здесь первостепеннее. А с этим проблемки: образы персонажей создают преимущественно костюмы, но не артисты (за несколькими исключениями).
Некоторые актёрские работы бесцеремонно выпадают из жанра, и даже слегка вредят сюжету. В этом можно разглядеть некую нарочитую небрежность. Роли Курьера и Масика в ансамбле ощутимо проседают: образы пресные, малопримечательные и совсем не клоунские. Полноценных, объёмных, способных длительное время удерживать интерес клоунов можно насчитать не более половины от той дюжины, которую мы видим на сцене. Возможно, стоило бы сделать скидку на то, что жанр и вправду сложный, редкий, но ведь и кастинг был, и (как заявляют создатели) процесс переквалификации драматических артистов в клоунов занимал немалую часть репетиционного процесса. Тем не менее, на выходе мы имеем явно не 12 клоунов, а в лучшем случае 5-6.
Идейное содержание, увы, даже при волевом усилии не собирается в цельную и доступную канву. Ту незамысловатую концепцию, о которой заявлено в анонсах, зрителю выявить не так уж просто. Но, заметно, что это вопрос не первоначальной важности – тут бы разобраться с формой, а содержание (в этом сомнений почти нет) обязательно подтянется.

Стоит сказать, что вышеперечисленные недостатки, отнюдь, не говорят о том, что спектакль не достоин внимания публики. Ещё как стоит! В огромной череде премьер эта работа явно выделяется смелостью и самобытностью. «12 клоунов в поисках счастья» непременно нужно посетить. Особенно, если ранее с «Новым цирком» вы не сталкивались. Смех и положительные эмоции вам гарантированы. А команда нового театра работает в первую очередь ради этого.
Надеюсь, в ближайшем будущем коллектив Театра на Цветном будет притягивать к себе талантливых специалистов, способных создавать интересный продукт в этом жанре. И уже в совсем скоро репертуар московских клоунов удивит нас своим разнообразием и новым взглядом на современный, неординарный театр.