ВЫСШАЯ ШКОЛА
ДЕЯТЕЛЕЙ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
"ШКОЛА Г.Г. ДАДАМЯНА"
Основана в 1988 году

История создания ВШДСИ

               Геннадий Григорьевич Дадамян

 основатель Высшей Школы деятелей сценического искусства,

кандидат экономических наук,

заслуженный деятель искусств РФ,

лауреат премии «Театральная Ника»,

профессор

 

(Из воспоминаний 1993 года)

 Все началось в декабре 1987 года на замызганной лестнице одного из московских домов. После беседы с худруком симпатичного театра-студии у меня осталось тяжелое чувство: талантливый художник абсолютно ничего не понимал в своем театральном хозяйстве. Больше того – считал это профессио­нальной добродетелью. А ведь таких – незнающих, но самоуверенно возглав­лявших творческие коллективы, – только в Москве были сотни.

– Их надо бы учить, – печалился я, – иначе загубят они своей беспомощностью и неумением симпатичное студийное движение. Жили бы мы в другой стране, сама жизнь заставила бы их пойти учиться на какие-нибудь курсы менеджеров, а у нас и жизнь не заставит, да и курсов таких нет.

– А вы сами их организуйте, – предложил А.Ю. Савченко-Бельский, которому я рассказал о расстроившей меня беседе. В эту минуту я понял, что если захотеть, то можно такие курсы организовать. Но сразу же пришла другая мысль – нет, у нас это невозможно: нет денег, нет помещений, нет про­грамм, методик, педагогов и многого другого тоже нет.

 О ШКОЛЕ                                    

 Однако в подсознании, видимо, что-то осталось, потому что в неупорядоченном информационном потоке жизни мое внимание непроизвольно стало фик­сировать все, что так или иначе касалось подготовки менеджеров. Оконча­тельное решение созрело, когда по телефону один из молодых, но ранних бизнесменов, работавший прежде в театре, предложил организовать на паях кооператив по переподготовке театральных администраторов.

– А какую ответственность будет нести кооператив за качество обучения? – поинтересовался я.

– О чем Вы говорите, Г.Г.? – искренно удивился он. – Заработаем за два года кучу денег и благополучно закроемся.

Вот тогда я четко осознал, что, действительно, если не я, то кто; если не теперь, то когда. Пришлось засесть за разработку учебного плана. Через две недели он был готов.

Друзья и знакомые одобрили идею, но были две инстанции, от которых зависела судьба Школы: Министерство культуры и ГИТИС. Честно говоря, я ко­пил силы для преодоления марафонской бюрократической дистанции. Но все оказалось на удивление просто: Министерство и ГИТИС словно состязались друг с другом в благожелательном отношении к свежей идее. За какую-ни­будь неделю все было согласовано и решено, и вот мы с А.Ю. Савченко-Бельским даем объявление о наборе в школу. Это было в мае 1988 года.

 Чудесный сплав, или секрет пушкинского Лицея

 Если цель любой школы (гимназии, лицея и т.д.) – выявить и развить заложенные в человеке способности во благо общества, то Царскосельский Лицей как раз и был в этом смысле образцовым учреждением. Обладая многолет­ним опытом педагогической работы, я, естественно, размышлял об этом уди­вительном феномене нашей культуры. Конечно, на первый лицейский вы­пуск падает отсвет пушкинского гения, но ведь и сами по себе Дельвиг, Пу­щин, Кюхельбекер, Корф, Горчаков и многие другие – значительные лично­сти. Понятно, что свою роль сыграло и “дней Александровских прекрасное начало”, и два поколения “небитых” дворян и другие внешние обстоятель­ства. Все это было тогда общим для разных школ, а в памяти остался Лицей. Почему? Как им это удалось?

Первое, что приходит на ум, – братство. Сколь различными не были бы собранные под крышей Лицея ученики, они жили и ощущали себя единым сообществом, братством – понятия давно исчезнувшее из системы образования. Братство, но еще и состязательность лицеистов, ко­торое выявляло и стимулировало лучшее в них, проявлялось в неразрывном игровом процессе обучения-содружества. Ученики развивали, обогащали и “огранивали” характеры друг друга. Значит, думал я, и нам надо создавать условия состязательности для слушателей Школы. Выход виделся том, чтобы в каждом наборе были представлены работники государственных и альтерна­тивных структур, столица и провинция, фанатики искусства и опытные хо­зяйственники, молодые и не очень молодые люди, – все это должно было способствовать взаимной состязательности. И еще одно условие, которого не было в Лицее, но которое существует в сегодняшней израильской армии – присутствие в группе, “на равных”, женщин, что невольно заставляет муж­чин подтягиваться, создает дополнительный стимул к самовыявлению. И это – тоже на пользу дела. Может быть я необъективен, но думаю, что эти наши принципы отбора сработали, оказались эффективными.

Разумеется, Лицей смог стать тем, чем он стал, лишь при педагогах, видевших в своих подопечных равноправных личностей. Ученик не как объект педагогического воздей­ствия, а как самоценный, уважаемый партнер – так, судя по воспоминаниям, относились к лицеистам их воспитатели. Для нас преимущества такого от­ношения были очевидными. Но мы пошли дальше – по результатам семестра мы выясняли рейтинг педагогов и, исходя из этого, решали, будем ли мы продолжать сотрудничество. Должен признаться, не все педагоги, с которы­ми мы начинали, прошли это испытание.

Замечания и пожелания слушателей помогли нам также найти разумную меру компромисса между теоретиками и практиками в учебном процессе. Могу также сказать, что к преподаванию в Школе привлекаются высококвалифи­цированные, подчас уникальные специалисты, представляющие самые различные области знаний – от культурной политики до банковского дела.

И, наконец, содержание обучения или, по-нынешнему, – учебный план.

С самого начала было очевидно, что нельзя рассчитывать на длительный срок очного обучения, – никто из практиков театра не сможет бросить свой коллектив на три-четыре месяца. С другой стороны, широко разрекламированные недельные или двухнедельные курсы-скороспелки менеджеров бес­смысленны: это скольжение по верхам. Мы выбрали очно-заочную форму обучения: два года по два семестра в год.

Содержание и структура учебного плана зависит от общего количества занятий и цели обучения. Главное, что мечталось заложить в него – это отказ от нормативности. Всю жизнь в нас вдалбливали, вколачивали идею одной-единственной правды, одного-един­ственного верного пути, ведущего к достижению цели и т.д. Надо было сло­мать этот советский стереотип, раскрепостить сознание, дать понимание многосложного разнообразия жизни. Будущие менеджеры должны знать, по­нимать и учитывать множество существующих в реальности альтернативных точек зрения. Поэтому, например, о состоянии и путях развития нашего об­щества им рассказывают политологи разных убеждений – А.В. Мигранян, Б.П. Курашвили и Д.В. Ольшанский. Этот же принцип альтернативности мы стараемся соблюсти на всех остальных учебных курсах.

Уверен, однако, что самый эффективный способ формирования новой картины мира – приобщение человека к искусству. Если социальная практика приучает нас всех к единственно верному, то искусство дает понимание множественности и относительности. Наши менеджеры должны разбираться в искусстве, иначе останутся они “коноводами театрального дела”, как называли когда-то таких лихих антре­пренеров на Руси. Отсюда очевиден первый – искусствоведческий – блок учебного плана, который существует у нас и отсутствует в западных школах. Там у них совсем другой подход к личности учащегося. Так на вопрос нашего советского педагога-музыканта: “Ты плохо играешь. Чему тебя учили в школе?”, десятилетний швейцарец спокойно и достойно ответил: “Развивать личность”. Позже я узнал, что на Западе шоу-менеджменту предпочитают учить людей творческих профессий. В этом свой резон. У нас было иначе. В основном, мы работаем с администраторами, поэтому искусствоведческий блок – сквозной в учебном плане.

Теорию и историю мировой культуры читает удивительный человек – Д.Э. Харитонович, слушая лекции которого ощущаешь себя современником Эсхила, Тертуллиана, Августина Блаженного и Беды Достопочтенного. Эстафетную палочку у него перехватывает Г.С. Айрапетьянц, читающая курс «Философия искусства». Слушатели всех выпусков не только влюбляются в замечательного педагога, но и начинают самостоятельно читать Платона, Аристотеля, Фихте, Шеллинга. Правда, как они признаются, в оригинале все выглядит гораздо скучнее, чем в лекциях Галины Сергеевны. Спектакли с менеджерами анализируют серьезные театральные критики Б.Н. Любимов, Ю.С. Рыбаков, В.Я. Калиш, Н.И. Жегин. Одновременно Школа заключила договоры с музеями Москвы, и наши слушатели (после цикла лекций, просмотра экспозиций и т.п.) сдавали в Третьяковке зачет на экскурсовода. А в мир музыки их вводил прекрасный специалист Д.С. Ухов, встреч с которым все слушатели ждут с нетерпением.

Нас не учат ясно, четко, образно и убедительно излагать свои мысли. Но ведь личность самотипизируется, “подает” себя миру в том числе и через речевое общение. Наших менеджеров этому трудному делу учила профессор Школы-студии МХАТ А.Н. Петрова, а сегодня – талантливая А. Косенкова. Думаю, что и педагогам общение со взрослыми слушателями – на пользу, ибо заставляет пересматривать сложившиеся методики и принципы обучения. Извест­но, что Лобачевский пришел к открытию неэвклидовой геометрии только по­тому, что его взрослые слушатели-сановники не могли принять аксиому, что параллельные линии пересекаются в бесконечности.

Второй блок учебного плана – правовой. Очевидно, что менеджерам надо знать и профессионально ориентироваться в административном, хозяйственном и трудовом праве. Но немаловажно и то, какого рода специалисты должны вести эти курсы. Опыт показал, что нужны практики, способные обобщить свой опыт работы, ведь как говорил М.Е. Салтыков-Щедрин “только та спина, по которой бьют, знает, сколько ударов она может выдержать”. Так, богатейший опыт Г.А. Смирнова, прошедшего в театре путь от актера до директора, а ныне работающего в СТД РФ, очень и очень полезен для наших менеджеров. Сложнее было с курсом “Правовых основ внешнеэкономиче­ской деятельности”. Специалист, прекрасно в деталях анализирующий за­ключение контрактов с зарубежными партнерами, совсем необязательно раз­бирается в страноведении, в проблемах ментальности, в этикете и т.д. Поэто­му вести данный курс мы приглашаем не одного, а двух педагогов: основы страноведения вел многоопытный М.Н. Гайказов, а курс о заключении кон­трактов для трех выпусков вел бывший начальник Госконцерта Л.И. Супа­гин. Об организации зарубежных гастролей и заключении контрактов слушателям Школы расска­зывают наши выпускники – А.Я. Хотченков, В.В. Согомонян, Г.А. Сперан­ский.

Третий блок учебного плана – цикл социальных дисциплин. Каждый из нас – доморощенный психолог, поэтому накопленное наукой ХХ века знание о микрокосме человеческого “я” для нас – тайна за семью печатями. Но восполнить этот пробел в нашем теоретическом знании относительно несложно. Я знал, что уговорю замечательного социального психолога В.Б. Ольшан­ского стать педагогом Школы. Закавыка была в другом: кроме теории слуша­телям нужно нарабатывать навыки ролевого поведения в разных жизненных ситуациях, но как этого добиться – я не знал. Как-то я даже обсуждал с про­фессиональным режиссером возможность постановки спектакля со слушате­лями Школы, чтобы выбить у администраторов их руководящую спесь. К счастью, психологи объяснили, что эти навыки успешно нарабатываются в процессе видеотренинга. Не буду описывать, как и на какие средства, мы по­купали японскую видеоаппаратуру (низкий поклон и сердечное спасибо пер­вому директору Школы С.Ю. Егорову, щедрость которого мы безжалостно эксплуатировали), но не менее важно было найти грамотных специалистов.

Первый год с нами работали психологи Е. Лопухина и А. Морозов. Удивительно было видеть на занятиях взрослых людей, разыгрывающих, например, сценку “обиженный подчиненный и директор-утешитель”. По инструкции каждый из слушателей должен был сыграть попеременно обе роли. И вот что я заметил – все они гениально исполняли роль обиженного подчиненного, но как же трудно им давалась роль директора-утешителя! Последние годы ви­деотренинг в Школе ведет очень опытный и знающий психолог М.С. Жам­кочьян. Слушатели готовы заниматься с ней тренингом бесконечно, но общее количество учебных часов, увы, ограниченно.

И, наконец, последний, экономический блок. Здесь много курсов: менеджмент, маркетинг, отдельно – организация и проведение рекламной компании, бухгалтерский учет, банковское дело и финансы, компьютеры… Нет воз­можности перечислить всех наших замечательных педагогов, отмечу лишь самых-самых – конечно же, Е.А. Левшину, знавшую все про театральное дело так же хорошо, как и хорошая хозяйка каждую половицу в собственном доме; умнейшую Т.Л. Клячко, объясняющую законы рыночной экономики так, что всем все ясно; талантливого А.Д. Силина; опытного педагога по бу­хучету В.М. Старчака, занятий с которым с нетерпением ждут даже слуша­тели творческих профессий; Ю.М. Орлова, объясняющего нашим слушате­лям сложный мир организационно-правовых форм театральной деятельно­сти; специалиста по финансам и главу банка А.М. Горшкова. Всем назван­ным и неназванным – наша самая сердечная признательность.

Кроме общих курсов, мы предусмотрели встречи с опытными практиками: деятелями ис­кусства, банкирами, финансистами, работниками министерства и мэрии, дея­телями шоу-бизнеса и арт-рынка, другими представителями делового мира. Слушатели встречались с В. Деминым, Б. Сорочкиным, В. Подгородинским, Г. Галуцким и другими работниками Министерства культуры. Мы стараемся проводить регулярные встречи слушателей с предпринимателями, добивши­мися успеха, причем в последнее время в этой роли нередко выступают наши бывшие выпускники.

Очень полезны – с познавательной и практической точки зрения – встречи с зарубежными специалистами. Вспоминается, какой шок испытали слушатели, когда организатор театрального фестиваля “Дни Москвы в Мюнхене” Ханс Молитор объяснил им, что аншлаговый сбор от продажи билетов на фестивале составил лишь 4% его доходов, а все остальное – субсидии от го­рода и, главным образом, от спонсоров. Думаю, что многим тогда пришлось расстаться с наивной мечтой получать валютную прибыль от зарубежных га­стролей.

C нашими слушателями дважды встречался Роберт Очард – дирек­тор американского репертуарного театра из Бостона. Его опыт в организации дополнительных источников финансирования был очень полезен. Две недели занятия в Школе вела Антея Раймонд из Лос-Анджелесского универ­ситета (США). На ее семинарах подробно обсуждался весь комплекс проблем деятельности нонпрофицитных организаций. У нас в стране еще не было за­конов о некоммерческих организациях и благотворительности, поэтому зна­ние специфики таких организаций и, особенно, неукоснительное выполнение заявленных в уставе задач, давало возможность нашим слушателям понять этику частного бизнеса.

Правовые аспекты деятельности менеджеров культуры разбирал в своей лекции и Роберт Ланер (США). Всем им мы очень признательны, но особая бла­годарность Ги Холланду, который два года приезжал к нам из туманного Альбиона, чтобы вести теоретические и практические занятия по менеджменту. Уверен, что общение с зарубежными партнерами дает слушателям возможность грамотно и эффективно ориентироваться в системе рыночной экономики.

 Школа: вчера, сегодня, завтра 

 Авторитет и известность Школы – заслуга ее слушателей. Если быть предельно откровенным, то надо признаться, что в первый год я был психологи­чески готов ко всяким неожиданностям, вплоть до закрытия Школы соответ­ствующими инстанциями. И если Школа живет и существует, обладает ка­ким-то авторитетом и известностью, то главная заслуга в этом – ее слушате­лей. Самым потрясающим для меня открытием было серьезное, даже трепет­ное отношение взрослых, уважаемых людей к учебе. Их ответственность требовала от всех работников Школы встречной ответственности. Именно слушатели выступили с предложением просить ГИТИС стать учредителем Школы. Они пришли к ректору С.А. Исаеву, и он дал свое согласие.

Посте­пенно мы становились на ноги, и уже в середине 1989 года Школой заинте­ресовалось республиканское Министерство культуры. Не буду описывать всех перипетий, но в октябре 1989 года решением коллегии Министерства нашу Школу менеджеров слили с бывшими Высшими театральными кур­сами. Правда, мы хотели сохранить название “менеджеры”, но в подготов­ленных уставных документах министр аккуратно вычеркнул все иностран­ные слова.

С этого времени мы именуемся “Высшей Школой деятелей сценического искусства”. Конечно, немного обидно за первую в России и Союзе Школу ме­неджеров культуры, но – нет худа без добра. Смена вывески дала нам возможность расширить область обучения: сегодня Школа осуществляет набор в творческие лаборатории.

В 1991-1992 годах в Школе работали: лаборатория подготовки педагогов по мастерству актера (руководитель – н.а. СССР, про­фессор В.А. Андреев), мастерская подготовки педагогов по режиссуре драмы (руководитель – н.а. РСФСР, профессор Б.Г. Голубовский), мастерская под­готовки педагогов по режиссуре массовых представлений (руководитель – н.а. СССР, профессор И.Г. Шароев). В марте 1993 года мы открыли мастер­скую по повышению квалификации исполнителей авторской песни. Руково­дитель мастерской – известный талантливый бард Ю. Лорес, который сумел найти спонсора, финансирующего весь курс обучения.  

Все эти годы Школа проводит договорные прикладные исследования по актуальным проблемам культуры и искусства, привлекая высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих практическую эффективность исследований. Работы у нас много, но можно сказать, что мы с ней успешно справляемся. Хотя жизнь не устает подкидывать свои малоприятные сюрпризы.

Успешная деятельность Школы во многом зависит от бескорыстной помощи множества людей и организаций. Мы благодарны Союзу театральных деятелей РФ за помощь и поддержку в нашей работе. В самых критических ситуа­циях нас всегда выручал секретарь СТД РФ В. Урин. Мы нещадно эксплуа­тировали ум, талант и богатый опыт удивительного человека – Б.Ю. Сороч­кина. Только присущая ему деликатность и такт помогали нам, неопытным в хождении по инстанциям, благополучно решать насущные проблемы Школы. Все первые 20 лет был рядом Андрей Вадимович Лидов, тянул воз всех организационных проблем. Мы были единомышленниками во всем, вместе воевали с  Министерством, вместе шли дальше.

В январе 1993 г. Школа стала государственной структурой с бюджетным финансированием. Наши учредители ― Министерство культуры РФ, Комитет по культуре Москвы и Российская Академия Театрального Искусства (ГИ­ТИС). Уверен, что при такой мощной поддержке у Школы, наконец-то, поя­вится собственное помещение.

Мы не жалуемся ― мы служим.  

 ...Прошло еще 10 лет. Можно без преувеличения сказать, что Школа состоялась, ее знают, в ней стремятся учиться. Повторю, главная заслуга в этом ― профессионализм и талант ее выпускников. Могу похвастаться. Несколько лет назад у меня раздался звонок. Народная артистка России Т., вернувшись с длительных гастролей, поблагодарила меня за выпускников Школы, которые организовали ее гастроли и честно выполнили все условия договора. А по­том, в разные годы, наши талантливые артисты при встрече со мной, не сго­вариваясь, высказывались примерно так: “Когда меня приглашают на гаст­роли, я спрашиваю, где они учились, и когда узнаю, что в Вашей школе, то даю согласие – это гарантия, что все будет хорошо”.

Конечно, приятно, но ради этой гарантии А.П. Кулябин, например, влез в долги, чтобы зафрахто­вать самолет и отправить в оговоренный срок в Москву Николая Карачен­цова. И очень важно, что все выпускники в разных городах России работают на авторитет Школы. Спасибо им всем! Не будь этого, разве пришел бы учиться к нам Михаил Вячеславович Сафронов, директор Екатеринбургского музыкального театра. Я ему говорил, что возьму, но – педагогом. Он же на­стоял на своем и, по-моему, не жалеет об этом.

И в этом есть свой резон – в Школе проводят занятия не только замечательные педагоги РАТИ (ГИТИСа) – Ю.М. Орлов, Г.С. Айрапетьянц, М.С. Андрейкина, Н.К. Артемьева, К.В. Вартанова, Б.Н. Любимов, Л.А. Городецкая, Е.Л. Игнатьева, Ю.К. Итин, А.С. Лурье, Н.Н. Романцова, И.М. Суслова, Д.Э. Харитонович, И.А. Черномурова, И.В. Юдина, но и талантливые В.Я. Калиш, В.А. Косенкова, Е.В. Дуков, М.С. Жамкочьян, А.М. Смелянский. И работники Министерства культуры РФ Б.Ю. Сорочкин, Г.М. Галуцкий, В.В. Подгородинский, А.Б. Волков, и дирек­тор театральной “биржи” В.М. Крупицкий – тоже неоднократно встречались со слушателями Школы. Еще в 1989 г. дуайеном московского театрального директорского корпуса И.М. Тартаковским было положено начало встреч практиков театра с нашими “школьниками”. Эту традицию продолжили М.А. Гурвич, Ю.В. Долгоруков, Г.Н. Зайденверг, В.Р. Колотюк, А.Е. Полянкин, Д.В. Родионов, В.Г. Урин, М.М. Чигирь. Позже к ним присоединились и бывшие выпускники Школы – В.Р. Александров, Ю.А. Архипов, Б.М. Кир­кин, В.З. Коревицкий, А.П. Кулябин, В.Л. Матросов, А.М. Меньшиков, В.В. Мишарин, А.Н. Пелымский, С.Г. Рубчинский, О.В. Сенаторова, Б.А. Симо­нов, В.А. Стрижевский, Б.Л. Чертов, Л.А. Цишковская.

 Но мы не замыкаемся на обсуждении лишь менеджерских проблем. В Школе в разные годы выступали главный редактор журнала “Искусство кино” Д.Б. Дондурей, наш выдающийся продюсер Д.Я. Смелянский, член Московской коллегии адвокатов О.А. Киселев, со слушателями встречались талантливые драматурги, артисты и режиссеры – А.Н. Казанцев, Л.Г. Трушкин, Г.В. Хазанов, А.М. Пономарев, заместители Председателя СТД РФ А.В. Серженко и Г.А. Смирнов, другие очень интересные личности. Деловые игры у нас про­водили О. Генисаретский, П. Щедровицкий и С. Зуев. Думаю, что все участ­ники совместного российско-голландского семинара в Звенигороде согла­сятся, что он был не только интересным, но и полезным, как, впрочем, и лет­ние семинары в Удмуртии и в Сызрани.

Есть показатель, который в какой-то мере характеризует эффективность обучения в Школе. Нередко, завершив обучение, директор театра посылает учиться своего заместителя. Так поступили В.З. Коревицкий (Тюмень), В.Ф. Кузьминский (Волгоград), А.П. Куля­бин (Ижевск), С.В. Салмин (Сызрань), В.М. Сафронов (Екатеринбург), В.Е. Бунаков послал учиться свою талантливую жену – Светлану Евгеньевну, ко­торая недавно по конкурсу возглавила Томский ТЮЗ. А Светлана Николаев­на Сопова из г. Новошахтинска Ростовской области умудрилась закончить и менеджерское, и режиссерское отделения. Зато потом сумела, вопреки всем реалиям жизни, когда шахтерам месяцами не выдавали зарплату, открыть и возглавить муниципальный театр.

Очень хотелось бы рассказать, как за эти годы выросли наши выпускники, какими они стали. Но про всех – не скажешь, а выделишь одних – обидятся другие. Поэтому, дальше – тишина.

 ...Итак, позади уже 20 лет. Мы стали старше, может быть, умнее и трезвее, но я очень надеюсь, что мы сохранили тот импульс, с которого начиналась Школа ― быть достойным вызовов будущего.

В конце концов, дорогу осилит идущий...  

 Необходимое послесловие 2013 г. Сегодня нам 25 лет. Четвертьвековой юбилей! А еще недавно казалось, что Школы уже нет и не будет. Так решило Министерство культуры РФ, закрыв в 2010 году Школу и еще около сотни подведомственных ему организаций. Еще бы! Россия вступала во Всемирную торговую организацию, и надо было выполнять постановление Кабинета министров РФ о сокращении числа бюджетополучателей… Эта же участь коснулась и нашего младшего брата ― «Интерстудио» в Питере. И хотя его директор Давид Бурман и я предложили перевести наши организации в авто­номные учреждения, чиновники отказались, Их можно понять ― им надо было рапортовать о выполнении плана по закрытию…  Школяры возмуща­лись, готовили коллективные письма, но дело было сделано.  

Школу можно было закрыть приказом, но Школа осталась в душе каждого выпускника. Идя навстречу их пожеланиям, мы открыли в 2009 г. в Сочи ежегодный семинар, позже получивший название «Июньские встречи с Дадамяном». На этих встречах настойчивым рефреном проходила тема откры­тия Школы. Из разных городов России мне звонили работники театров с од­ной-единственной просьбой-требованием ― откройте Школу!!! Свидетель­ствую, если бы за это не взялся инициативный, предприимчивый Олег Лабозин с не менее инициативной умницей-женой Олей все могло бы затянуться на годы. Их настойчивые уговоры и энергичная деятельность закономерно привели к подаче документов на регистрацию частной Школы. И неизбежное свершилось: в феврале 2013 года мы получили из Минюста РФ свидетель­ство о государственной регистрации Школы. От имени всех выпускников и от себя лично огромное спасибо дорогим Ольге и Олегу Лабозиным!  

Первый набор мы провели в сентябре 2012 года. Следующий набор был, как всегда, в январе 2013 г. На мой взгляд, обе эти группы слушателей естественно влились в когорту «школяров» и достойно продолжают наши традиции.

 Могу только еще раз повторить: дорогу осилит идущий...

© ВЫСШАЯ ШКОЛА
ДЕЯТЕЛЕЙ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
"ШКОЛА Г.Г. ДАДАМЯНА"
+7 (906) 703-23-19